К убийству Шамиля

открыть материал ...

В Северной Осетии обезглавили поэта
// Это может быть местью за стихотворение
Вчера днем на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему поэту голову. Господин Джигкаев не раз заявлял, что ему поступали угрозы расправы за написанное им стихотворение. Причем неизвестные грозились именно обезглавить его.
открыть материал…

Возможно это была реакция не совсем адекватного человека на известное стихотворение Шамиля Джиккаева про мусульман и ислам в целом. В этом случае, убийство, конечно, вызовет определенное напряжение в Северной Осетии, возможно даже между осетинами и ингушами. Но, вполне правдоподобна и бытовая версия убийства поскольку Джиккаев не отличался особой воздержанностью на язык.  

Как минимум одна эмоциональная реакция на данное происшествие уже последовала. Но мне кажется, что вместо эмоциональных выкриков было бы гораздо полезнее определиться о чем говорит данное событие, что оно означает и к чему ведет. Даже если это сделал какой-то мусульманин по соображениям мести Джиккаеву за стихотворение, я считаю, что он должен был быть явно неадекватным человеком, поэтому представлять это убийство как некое "наступление мусульман" в высшей степени неверно. Я уже не говорю о том, что причина могла быть совершенно другой, не связанной никак с позицией Джиккаева по исламу.

Глава Северной Осетии Таймарз Мамсуров отреагировал в свойственной ему странной манере. "…жаль, что у нас все-таки смертная казнь сегодня в нашей стране не является мерой наказания. Но пока мы рассуждаем о всяких демократических способах вхождения в старую дряхлую Европу, эти уроды среди нас бродят и совершают подобные вещи. Это уже дело чести найти эту скотину, показать семью, в которой такие вырастают, людей, среди которых они бывают, чтобы мы их знали и могли распознавать кто это такие."

Мамсурову видимо неизвестно, что если спецслужбам нужно они без всякой "смертной казни" убьют кого захотят, что они уже делают на Северном Кавказе последние пару десятков лет как минимум. При чем тут "дряхлая Европа" и убийство Джиккаева? Я понимаю, что Мамсуров не дипломат, но тем не менее, время от времени ему дозволено видеть европейских дипломатов, зачем же ему встречаться с "дряхлыми европейцами"? Что за бездумное повторение штампов леонтьевых и кургинянов? Почему семья должна нести ответственность за того или иного ее неудачного (а может и безумного) представителя? И в хороших семьях бывают отпетые негодяи. Дело Мамсурова не в том, чтобы он учил тому как правильно воспитывать детей в семьях, а в том, чтобы он исполнял свои служебные обязанности как положено. 

Отметился и депутат Госдумы РФ (и мусульманин) Арсен Фадзаев. “Убили не только выдающегося поэта и гражданина, убили совесть и честь нашей нации!” Принято говорить о погибших, а тем более об убитых только хорошее, но иногда стремление переплюнуть других в цветистости фраз может сыграть злую шутку с их авторами. Вот и в данном случае, я понимаю, можно назвать Шамиля Джиккаева поэтом, может быть даже кто-то его посчитает выдающимся поэтом, хотя я не уверен, что Арсен Фадзаев когда-либо читал его произведения. Наверное, для кого то в Осетии, Джиккаев был и выдающимся гражданином. Но вот “совестью нации” или “честь нации” это явный перебор.

Почитал я стихи Джиккаева советского периода и нашел их вполне конвенциональными. Шамиль Джиккаев не был свободным художником и творческим бунтарем. Бунтарство его проявилось в основном после распада СССР, как впрочем, и у многих других. Бунтарство Джиккаева после распада СССР странным образом сочеталось с его обожанием советского строя и коммунизма. Его рассуждения о современности и советском прошлом были на уровне достойном примитивного обывателя. Для меня совершенно ясно, что он не был и не мог быть примером ни для одного нормального молодого человека, стремящегося к лучшему будущему.

Мотив о материальной бедности поэта и богатстве “неправедных” элементов очень заметен в постсоветском творчестве Джиккаева. Эта черта, впрочем, характерна для большинства советских поэтов Осетии. Его стихи о таких важных исторических фигурах в Осетии как Хазби или Давид Сослан несут минимальную смысловую нагрузку. Его знаменитый стих о мусульманах конечно откровенно оскорбителен и мне трудно понять, как такой осторожный человек, сделавший неплохую карьеру во времена СССР мог написать такую грязную вещь.

Вне всякого сомнения, жестокое убийство Шамиля Джиккаева это ужасное преступление и его ничем невозможно оправдать. Я очень надеюсь, что его убийца скоро обнаружится и понесет заслуженное наказание. Вместе с этим, я очень хотел бы, чтобы в Осетии наконец перестали:

1) вешать преступления отдельных представителей тех или иных социальных групп на всю данную группу. Даже если Джиккаева убили за стихи, этот убийца явно человек не в себе.

2) приписывать умершим несуществующие добродетели. Шамиль Джиккаев был поэтом и стариком довольно засидевшимся в деканах факультета осетинского языка. Он был человеком позавчерашнего дня, в меру образованным и достаточно невежественным.

3) превращать эмоциональные выплески энергии в конкретные вопросы к власти и/или к обществу – что власть/общество должны сделать или не сделать для того чтобы решить ту или иную проблему

17 thoughts on “К убийству Шамиля

  1. Разделяю вашу реакцию на высказывания Мамсурова. Жаль, но возможности переизбирать Главу мы по сути лишены, вот и приходится слушать сказки про “дряхлую” Европу.

  2. Довольно забавная реплика о “старике” “засидевшемся в деканах”. Что то вы,воля ваша,несуразное понесли! Человек он был сложный конечно,однако был исполнен высочайшей эрудиции по части осетинского языка и литературы. А его любви к национальному,в самом высоком смысле слова,должны бы позавидовать наши “ультапатриоты”!Последнее дело – убивать поэтов! Самое последнее… Не об интеллектуализме Фадзаева или Мамсурове следует “хлопотать”,а о смерти осетинского поэта задуматься!А то вы прям как в той были: “…Пастернака не читал,но вот что хочу сказать!..”
    P.S. Про конвенциальность и бунтарский порыв “задвинуто” здорово,молодца!

  3. Совершенно недопустимое дело убивать любого мирного человека, в том числе поэта и декана университета. Я не подвергал сомнению эрудицию Шамиля Джиккаева в области осетинского языка и литературы, хотя и не подтверждал ее, поскольку сам некомпетентен в достаточной степени. Но декан он был однозначно совершенно несовременный, который должен был давно быть на пенсии, ну или, по-крайней мере, не возглавлять факультет осетинской филологии СОГУ.
    Я не знаю что за любовь “к национальному” у Джиккаева была. Если бы она у него была, то наверное ему стоило бы задуматься, что своим грязным стихом он развязывает распри между осетинами-мусульманами и остальными. Я читал статьи Тамерлана Камболова, декана иняза СОГУ по состоянию осетинского языка в Северной Осетии, но не читал ничего вразумительного, в исполнении Джиккаева по этой проблеме. Может быть он как-то по другому проявлял свою “любовь к национальному”, это было его право конечно. Но может быть благодаря ему состояние осетинского языка в республике находится в таком плачевном состоянии?

  4. Марды наема баваердтой, ды та йын йе взар кой каныс. Раст дам каесы уый, Вале? Сарызонд дын ис, фала даехи уромын нае зоныс

  5. Кæд æй нæ банкъардтай уæлдæр, уæд ма йæ иу хатт зæгъдзынæн: Джыккайты Шамилы кой уый бæрц нæ кæнын, цас йæ хъуыддæгты фæстиуджыты тыххæй æмæ йæ алы варс цытæ цæуы уый тыххæй.
    Цы ис хорзæй ритуалон ныхæстæ фыссыны? Алы мардæй хъайтар куы аразæм, уæд æцæг хъайтартæн кад æппындæр нал уыдзæн. Кæд Джыккайты Шамил исты бавæрæн бакодта ирон культурæмæ кæнæ æндæр сферæмæ, уæд æй зæгъын хъæуы афтæ. Æз нæ зонын йæ бавæрæны тыххæй, чи зоны æмæ ме ‘нæфенддзинады тыххæй, чи зоны, уый йæ радзурæд. Зæгъæм, кæд ирон филилогийы декан уæвгæйæ, Джыккайты Шамил иста гæртæмттæ æмæ æндæр æвзæр митæ кодта, уæд ын æз рухсаг дæр нæ зæгъдзынæн. Æнусон рухсы аккаг алы адæймаг нæу – æвзæрæн æмæ хорзæн кæннод æппындæр равзарæн нæ уаид.
    Цыты уæлмæрдты ныгæныны æмæ “Ирыстоны намыс æмæ цæсгомы” цины лæвар кæныны бæсты, фæлтау куы дзуриккой ахæм æвирхъау мард цæмæн æрцыди, уый тыххæй куы дзуриккой, уæд хуыздæр уаид.

  6. Когда создаются “Лиги спасения”, дело по меньшей мере,начинает походить на героев Ильфа и Петрова. В лучшем случае, на ошарашенного телёнка,впервые увидевшего зелёную лужайку. Уже несколько раз повторенное вами-“грязный стих”,”распри между мусульманами и остальными…” наводит на странное ощущение плохо скрываемой, личной неприязни. Или это ретрансляционное?
    И наконец,о непрочитанном “вразумительном”: если арифметическая величина непрочитанного Вами равно велика величине вашего “гайдпаркерства”,боюсь, у профессора Камболова неважнецкие адепты! Да и в конце концов, “…есть многое Горацио на свете,что непонятно нашим “мудрецам”…”
    P.S. Если общим местом развития общественных институтов был тезис о “малости идей при множестве голов”,то у нашей с Вами Родины другая беда: “множество идей при малости голов”. К чему бы это?
    Прощу прощения,если мой тон показался излишне менторским!

  7. “наводит на странное ощущение плохо скрываемой, личной неприязни.”
    Неа, совершенно ничего личного. Мы были не знакомы и не имели общих знакомых. Никогда не вступали в заочный спор. У меня от Джиккаева Шамиля остались только одни смутные воспоминания. Когда я читал его или слушал в североосетинских СМИ, то думал, насколько законченный ретроград стоит во главе осетинского факультета СОГУ и как это вредно для осетинской культуры. Так что стих, для меня лично, это полная ерунда. Я даже готов защищать Джиккаева посмертно, поскольку считаю в высшей степени неправильным убивать человека за ЛЮБОЕ написанное или сказанное слово. Вот дискуссию об этом, я бы понял и принял. Вместо этого, умершего наделяют какими-то несуществующими заслугами и соревнуются в пышности и цветастости фраз поминовения. Так еще и готовы набросится на тех, кто в этом соревновании не участвует.

  8. А вы знаете лучше что бы у нас неьбыло «осетин»-мусульман и «осетин»-христиан, его стих это был ответ и вы прекрасно знаете на что, обидел ли он мусульман этим стихом?!?! Так это же самопиар муслимов, лучше бы другими делами занимались, а не судились и не отправляли пафосно отряд мусульман осетин спасать японцев после цунами, одна херня, осетин предавший осетина плохой он или хороший это уже не осетин, а тот, кто его убил я имею ввиду Джикаева, так его и впрямь нужно нашинковать.

  9. Аез дзабах бамбаерстон цы заегъынмае хъавыдтае, цаемаейдаертимае разы даен. Фала алы ныхасаен даер ис растаг, гыццыл фсармы акаен.

  10. Стих был однозначно преглупейшим и прегрязнейшим. Я вообще удивился, что декан осетинской филологии и заслуженный поэт и человек, умевший фильтровать базар мог написать такое.
    Но теперь это уже неважно. Самое главное что должны были и Мамсуров и Фадзаев и все остальные сказать, это то, что НЕЛЬЗЯ УБИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ТО ЧТО ОН СКАЗАЛ ИЛИ НАПИСАЛ ИЛИ НАРИСОВАЛ. ЧТО БЫ ЭТО НИ БЫЛО. Я надеюсь, что это важнейшая вещь все же прозвучит. Вместо этого они предложили бирюльки “совесть и честь нации”, похороны на Аллее Славы (об этой Аллее Тщеславия вообще отдельный разговор) и т.п.

  11. Кæд Мамсыр æмæ Фадза æ.и.а. æфсæрмы нæ кæнынц æнæхъуаджы ныхæстæ дзурын, уæд æй æз дæр мæ хæсыл нымайын мæ хъуыдытæ зæгъын.

  12. Согласен со всем написанным, Валерий. Спасибо. Хоть кто то посреди этой истерии трезво мыслит.
    Очень как то быстро сразу после убийства нарисовали, и выдали за единственно верную, версию убийства.

  13. Лично мне логика подсказывает три основные версии, почему Шамиля Джиккаева убили:
    1. Убийство, не связанное с политическими и религиозными мотивами (личный враг и т.д.).
    2. Убийство, совершенное не вполне адекватным мусульманином.
    3. Убийство, совершенное спецслужбами с целью обвинить в нем мусульман и начать против них репрессии.
    Честно говоря, склоняюсь к последней версии.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: