Осетины в 1905-1906 глазами русского владикавказца

Очень интересный отрывок о событиях революционного периода 1905 г. в Северной Осетии.

Революционное движение туземцев в Терской области выразилось в самой отвратительной форме беспардонных грабежей и разгромов. Оно разыгралось только среди осетин, между которыми много интеллигенции: присяжных поверенных, докторов, учителей, священников, и у которых есть своя духовная семинария в Ардоне. Остальные же народности, ингуши, чеченцы, кабардинцы и другие, не примыкая к революции, все-таки [977] пользовались беспорядками и всеобщей паникой и растерянностью. Они еще удесятерили свои хищнические набеги, грабили, убивали и брали в плен за выкуп на каждом шагу. Не выкупленных пленников приканчивали без долгих церемоний.

Все эти народы сами по себе, кажется, еще больше склонны к разбою, чем осетины, но на открытая массовые выступления они не рискнули. Причина, вероятно, в том, что они не имели, как осетины, интеллигентных руководителей из своей среды и, кроме того, уже испытав на своей шкуре в прежние времена (например, в турецкую кампанию) все прелести бунтов и их последствий, боялись расплаты. Поэтому они выказали большую осторожность и предусмотрительность и, не склоняясь к революции, благоразумно и хитро рассуждали: “Пусть осетины бунтуют, а мы посмотрим. Если другим что-нибудь дадут, так и нам дадут, а бунтовать мы еще всегда успеем”.

При этом другие туземцы не сочувствовали осетинам и не присоединялись к ним еще и потому, что, как чистые, правоверные магометане, они презирают и ненавидят осетин за измену мусульманству для христианства. Да и как народность вообще довольно низкого нравственного уровня, менее рыцарская, чем остальные, “ироны” не пользуются любовью и уважением других туземцев области, которые даже избегают общения с ними.

Движение в Осетии началось с аграрных беспорядков. Все крупные землевладельцы у осетин принадлежат к хорошим фамилиям, так называемым алдарам. Они в большинстве остались верны магометанству и многие из них имеют родственников магометан же в Чечне и Кабарде.

Когда осетины начали грабить своих помещиков, главным образом расхищать их леса, ни чеченцы, ни другие туземцы не примкнули к ним, несмотря на весь соблазн, потому что это значило бы пойти с христианами против магометан, которые имеют здесь еще особую, независимую от национальности, религиозную сплоченность. При первых же попытках осетин ограбить помещиков-магометан живущие во Владикавказе алдары на своем совещании решили довести до сведения осетин, что они поднимут и соберут магометан из Чечни и Кабарды и разгромят осетин-христиан сельских обывателей, если грабежи помещичьих усадеб будут продолжаться.

3 thoughts on “Осетины в 1905-1906 глазами русского владикавказца

  1. “Да и как народность вообще довольно низкого нравственного уровня”
    и это пишет гоблин, соотечественники которого в конце 20 века на моих глазах хлебали, радостно похрюкивая, жиденький борщ из общей миски..
    чья бы корова мычала

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: