Уроки русского, грузинского и осетинского

Не смотрел практически ни один фильм о войне августа 2008, но тут знакомый подсказал, что в начале фильма Уроки Русского некий североосетинский таксист ругает тех кто построил Рукский тоннель. Меня это заинтересовало и я решил посмотреть. Нашел этот момент и совершенно уверен теперь, что это не подтасовка. У старого таксиста выраженный североосетинский акцент. 

Таксисит ругает тех, кто построил Рукский тоннель, поскольку из-за него, по его словам, в Южной Осетии началось брожение, в итоге приведшее к войне. То есть, если бы у Южной Осетии не было связи с Северной Осетией, то люди бы там знали свое место и "сидели смирно". Рискну предположить, что смысл переживаний североосетинский таксиста не в том, что он сильно переживал за народ Южной Осетии, а в том, что он очень хотел бы, чтобы Северная Осетия не испытала наплыва беженцев из Грузии и Южной Осетии. 

С другой стороны, я подумал, что может быть старик был прав – что было бы, если бы не было тоннеля, соединяющего Южную Осетию с Северной? С одной стороны даже когда никакого тоннеля не было – в 1920е гг. Южная Осетия все равно восстала против своего нахождения в составе Грузии. С другой стороны, в те времена люди практически не знали передвижения на чем-либо кроме вьючных животных, поэтому им относительно легко было передвигаться по горным перевалам. 

Конечно, фильм оставляет впечатление тенденциозности, он не столько антивоенный, сколько призван показать, что в войне августа 2008 виноват кто угодно, но только не грузины. При этом, авторы иногда все-таки проговариваются. Судя по фильму и войну начали российские войска (как вариант "югоосетинские бандиты" при поддержке русских), и грузинское командование "никогда не могло отдать приказ о нападении на Цхинвали", и т.д. и т.п. Но при этом, звучит оговорка – "Грузию порицают даже за ту степень самозащиты, намного больше которой могут себе позволить применить самые демократические страны Европы". 

4 thoughts on “Уроки русского, грузинского и осетинского

  1. «Мечта всего осетинского народа»
    http://shimerli.livejournal.com/171477.html
    Вот, недавно посмотрел на сайте владикавказской «ГТРК Алания» (http://alaniatv.ru/) сюжет о начале реконструкции Рокского тоннеля и Транскама. Осетинские журналисты называют этот путь из России в Грузию «Дорогой жизни», «Дорогой мира», а ее прокладку преподают, как давнишнюю «мечту всего осетинского народа».
    Так ли это?
    Я попросил скомпилировать кадры «ГТРК Алании» с отрывками из «Уроков русского» А. Некрасова и О. Конской и хочу показать результат вам.
    В материяле из обоих источниках присутствуют как образцы русской и осетинской государственной пропаганды, так мнения простых осетин, как северных, так и южных – кударцев, о том, что принесла прокладка Транскама и Рокского тоннеля Грузинам и осетинам.
    Обратите, пожалуйста, внимание в сюжет «Алании» на то место, где сперва говорится, что осетины тоннель 8 лет прокладывали чуть ли не тайком от грузин, а потом сообщается, что осетины рыли с севера всего лишь разведывательную штольню, а собственно тоннель прокладывали грузины – главные подрядчики строительства (тбилисский Метрострой ).

    И еще. Про “спящий Цхинвали” и Зарскую дорогу.
    Свидетельства самих осетин, как и в первом случае.

  2. Я сам недавно слышал нечто подобное от подвозившего меня таксиста (иронца). Вот, мол, понаехали этики гамсики, чего им в Грузии не жилось, лучше бы тоннель не строили и пр. Ещё приводил слова Гамсахурдия, адресованные северным осетинам – “вы ещё пожалеете, наплачетесь от этих дикарей”.
    Было очень неприятно

  3. В Северной Осетии очень многие люди до сих пор мыслят арифметическими категориями, что мол столько-то есть “добра-денег-ресурсов” в республике и если будет больше народу, то соответственно на всех этого “добра” станет меньше.
    А ведь дополнительные люди, помимо того, что на них нужно потратиться, еще и сами по себе “добро”, причем как и в прямом смысле, создающие материальные богатства своим трудом, так и в переносном – привносящие свои культурные особенности и умножающие разнообразие общества.
    К сожалению, такого рода дискуссия, на моей памяти, практически не получила развития, если только я ее не пропустил. Отсюда и пещерные взгляды типа “понаехали тут”.

  4. Отбросим политкорректность)) в былые времена и не такое можно было услышать, особенно на центральном рынке. Не многие вновь прибывшие могли похваться хорошими манерами.) И хамства было предостаточно с обеих сторон.Ну ничего, притёрлись. Мы же в Осетии живём, и все знаем что порой говорят за глаза иронцы о кударцах, кударцы об иронцах, и что об этом думают дигорцы. Как говорится в старой осетинской поговорке “Адам каераезийыл худгаейае цаерынц”.
    п.с. а грузины всё-таки примитивны.
    У меня дядя был инженером на строительстве туннеля, и прокладывали они дорогу.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: