Как обустроить ЮО

Недавно вышла моя статья в газете югоосетинской оппозиции об экономических перспективах Южной Осетии. Они конечно неотделимы от политики и как мне показалось без очень либеральной модели госустройства республике не обойтись, если она хочет увидеть какой-то прогресс.

Источник: газета 21 Seculare (или просто 21 век), №5 за декабрь 2009.

Для скорейшего восстановления и развития Южной Осетии требуется серьезный пересмотр роли государства в жизни общества.

Валерий Дзуцев, Вашингтон

В то время как Российская Федерация вкладывает значительные средства в экономику Южной Осетии, обществу нужно быть готовым к тому, что и от него потребуется определенное напряжение сил для вывода республики из состояния экономического коллапса. Более того, по большому счету никто не построит ту жизнь, которая нужна населению Южной Осетии, кроме самих людей, там живущих.

Южная Осетия является частью постсоветского мира, где роль государства традиционно была тотальной. Сначала советская государственная машина разрушила класс собственников, потом ему пришлось взять на себя обязательства по полному обеспечению всех граждан. Ожидание того, то государство даст всем работу, пенсии, бесплатное образование и здравоохранение до сих пор сказывается на всем пост-советском пространстве. Время от времени даже очень мощные и сильные государства оказывается не в силах выполнять свои обязательства перед своими гражданами.

Южная Осетия перенесла тяжелейшие испытания за последние двадцать лет. Значительную часть этих лет она выживала за счет гуманитарной помощи, централизованных финансовых вливаний из Москвы. Все это не могло не сказаться на настроениях в обществе, которое ожидает, что государство построит, даст и обогреет. Но не только общество, но и государство, сосредоточившее все ресурсы в своих руках полагает, что его функции прежде всего заключаются в распределении средств, выделяемых Москвой. Отрадно видеть, что новый премьер Южной Осетии Вадим Бровцев гораздо более прагматично и реалистично подходит к роли государства, как регулирующего органа, понимая, как важно создать условия для привлечения частных инвестиций, установив, к примеру, наименьшие возможные налоги для бизнеса.

Однако, недоверие к частной инициативе, недооценка важности предпринимательского духа и упование на безликое государство так глубоко укоренились в обществе и в самих государственных структурах, что усилий одного правительства мало, требуется и работа политического руководства Южной Осетии и общественных активистов для того, чтобы разбудить человеческий потенциал республики. Задача эта невероятно важна, поскольку Южная Осетия все еще должна доказать свою экономическую жизнеспособность как государство. Жизнеспособным оно может стать только если докажет, что Южная Осетия это государство для людей, для своих граждан. Одним из важнейших путей к этой цели является реализация имеющегося человеческого потенциала республики через развитие частного бизнеса.



Частный бизнес сам по себе конечно не есть панацея и в отсутствие некоррумпированного и функционального государства он мало что сможет сделать. Никто надежно не защитит бизнес, если это не сделает государство, никто не даст бизнесу прозрачные и ясные правила игры, кроме государства, никто не проследит за тем, чтобы правила честной игры соблюдались. Но все это не значит, что государственные должности должны превращаться в разновидность бизнеса. К сожалению, нередко можно наблюдать, что идут работать на государственные должности для того, чтобы «сделать деньги», а среди широких слоев населения это воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Делать деньги граждане должны делать только в законном бизнесе, не на государственных должностях.

В США самые лучшие кадры, самые лучшие умы идут, как правило, в бизнес. Из-за этого существует целая государственная кампания в этой стране для того, чтобы стараться привлечь хотя бы на время для работы в государственных органах людей из бизнеса. Считается, что помимо того, что в частном бизнесе лучшие умы, эти умы получают такой опыт в бизнес-структурах, который очень нужен государству. К примеру, большим направлением государственного строительства в США является оптимизация, сокращение госаппарата до максимально возможной величины. Задача стоит добиться минимального присутствия государства в общественной сфере, так как задача государства видится не только в том, чтобы вмешиваться в те общественные сферы, где требуется его вмешательство, но и не вмешиваться в те сферы, где общество может обойтись без него.

В случае с Южной Осетией, республика не имеющая своих финансовых ресурсов должна иметь очень маленький госаппарат, не калькирующий ни Северную Осетию, ни Россию. Новое правительство предпринимает в связи с этим определенные шаги, что можно только приветствовать. Наибольший престиж должен быть не у должности чиновника, разъежающего на шикарной иномарке и обдающего прохожих пылью, а у предпринимателя, дающего работу гражданам и налоги государству. Когда престиж сместиться от чиновников в сторону бизнеса в республике, можно будет считать половина задачи по реформе югоосетинской экономики и общественного устройства выполнена.

Возникает резонный вопрос, если сегодня сократить госаппарат Южной Осетии, неужели освободившиеся люди тут же начнут заниматься бизнесом? Или может быть, обычные граждане республики, которым уже не будут мешать бюрократические препоны начнут свое дело? Совсем необязательно. Без притока инвестиций, опираясь только на свои силы, Южной Осетии понадобились бы, вероятно десятки лет для создания более или менее жизнеспособной экономической модели. Но инвестиции не придут, если коррумпированные чиновники будут пытаться «делать деньги» на своей должности, если не будет дисциплинированной и дешевой рабочей силы, если не будет определенности с законами и их соблюдением, если не будет гарантий государства на безопасность, если не будет соответствующей инфраструктуры.

Получается своего рода замкнутый круг – инвестиции не идут в республику, в частности, потому что чиновники нередко «делают деньги» или пытаются делать на своих должностях, а чиновники и другие потенциальные предприниматели не идут в бизнес, потому что нет инвестиций. Этот порочный круг необходимо разорвать и для начала осознать почему он имеет такую силу. Идея о том, что чиновник обагащающийся на рабочем месте не только богатеет сам, но и лишает лучшего будущего своих соотечественников и даже, в долгосрочной перспективе самого себя, должна быть популяризирована как можно шире. Да, даже коррумпированные чиновники, в конечном итоге выиграли бы от законности, порядка и наличия потока инвестиций.

Для осознания этих, а также многих других вещей обществу необходимы как воздух свободные средства массовой информации и оппозиция. Даже если во главе Южной Осетии будет находится ангел во плоти, кристальной честности человек, он все равно не сможет уследить за всеми своими подчиненными. Я уже не говорю о том, что и президент Южной Осетии имеет право действовать исключительно в рамках существующего законодательства. В мировой практике существует только одна более или менее надежная гарантия контроля над коррупцией в государственных органах – общественный контроль через независимые средства массовой информации, оппозицию, общественные организации, разделение властей и контроль одних ветвей государственной власти над другими. Надо ли говорить, что вопросы наличия сильной оппозиции, свободных СМИ, разделения властей, верховенства законов являются ни больше ни меньше как вопросами национальной безопасности?

Судя по большому исследованию, которое провела Варвара Пахоменко российского центра Демос, в Южной Осетии в настоящее время проживает не более 30 тысяч человек, это в три с лишним раза меньше, чем проживает сегодня в одном Пригородном районе Северной Осетии. Я думаю, достаточно очевидно, что Южная Осетия не может состояться как самостоятельное государство, если в нем не будут жить люди, если они массово будут уезжать. Не мне напоминать читателю Южной Осетии, сколько талантливых людей потеряла республика не только в войнах, но также в результате вынужденной или добровольной миграции. Если подумать трезво и реалистично, то республика не может расчитывать на привлечение сколь-нибудь значительного числа иммигрантов, за исключением тех, кто проживал в Южной Осетии. Беженцы из внутренних районов Грузии в массе своей не переедут из Северной Осетии в Южную, тем более не сделают это жители других регионов и национальностей. Возможно стоит дать возможность вернться всем желающим в республику, в том числе бежавшим грузинам и осетинам, при условии изъявления с их стороны политической лояльности и отказа от вооруженной борьбы.

Что касается привлечения предпринимательского класса в Южную Осетию, то и в этом она может расчитывать прежде всего на тех, кто в свое время уехал из республики. Одной из самых перспективных областей для привлечения предпринимателей в республику пожалуй является Северная Осетия, как из-за географической близости, так и из-за наличия довольно большой предпринимательской прослойки- выходцев из Южной Осетии. Задачей минимум, стоящей перед югоосетинским руководством является создание в Южной Осетии условий для бизнеса, которые были бы, по меньшей мере, лучше, чем условия для ведения бизнеса в Северной Осетии. Надо привыкать к мысли о том, что за предпринимательский класс и его инвестиции можно и нужно конкурировать. Конечно, для успешной конкуренции, граница Южной Осетии и России должна быть прозрачна, свободна от таможенных сборов и других пограничных платежей. Я надеюсь, что Москва пойдет на снятие этих барьров, так как они практически никак не повлияют на ситуацию в самой Российской Федерации.

Итак, некоторыми конкурентными преимуществами Южной Осетии могут стать наличие дешевой рабочей силы, низкие налоги, верховенство закона, психологически благоприятный инвестиционный климат. С рабочей дисциплиной могут быть проблемы, поскольку в республике долгое время не существовало практически никакой промышленности. Для изменения ситуации в остальных случаях нужна только политическая воля со стороны власти и определенное напряжение сил всего общества. Государственный аппарат должен быть минимизирован. Государство должно не только регулировать и контролировать, но также строго ограничить сферу своего влияния.

Advertisements

10 thoughts on “Как обустроить ЮО

  1. Не знаю, видел ли? У меня недавно было выложено видео,
    http://shimerli.livejournal.com/177077.html
    где большие и малые русские начальники, включая Бровцева, ратуют за ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, как единственно возможный для ЮО. К тому же жестко, контролируемый Россиянами. Я бы обозначил эту российскую позицию, как ПРАГМАТИЧЕСКУЮ, и вот, почему.
    Жесткую централизацию сразу можно отнести, как лекарство от чрезмерной клептомании местных властей и к желанию реально контролировать территорию.
    Теперь, о госкапитализме. Какую свободу бы бизнесу ни дали (допустим, что для этого существует хоть какая-то вероятность), никто в ЮО никаких денег вкладывать не будет. Максимум – это рудник в Квайсе и, может быть, вода Багиати (извиняюсь, если что пропустил). Сельское хозяйство из-за малоземельности обречено на практически приусадебное производство и реализацию только излишков.
    Еще тогда, когда никаких тоннелей и в помине не было, Ахалгори и Цхинвали заселили евреи и армяне – т.е. торговцы. А все потому .что этот регион издревле был интересен как транзитный. В настоящее время эта функция утрачена и вряд ли российские власти допустят свободный проез и торговлю с остальной Грузией, какие бы Новые стратегии грузинская сторона не предлагала осуществить.
    Следовательно, раз понятно, что никаких частных инвестиций ждать не приходится, российскому государству все надо брать в свои руки. А результатом такого госкапитализма будет знакомый совок, с неэфективным производством, наемными работниками, ворующими все, что под руку попвдется и т.д.
    Кроме того, такая экономика будет схожа с советской еще тем, что будет решать не столько производственную, столько социальную задачу – все население работает, все получают по 100 рублей, все подворовывают, и все довольны. (Тут надо уточнить, под “всем населением” вовсе не подразумеваются 100 000 жителей бывшего ЮОАО).
    Такова реальная перспектива региона В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ.
    Для наглядности давайте все это сравним с планами России относительно Абхазиии. Там, при всех прочих схожих с ЮО прелестях, в виде вороватой администрации и криминализованного населения (к чему российскому бизнесу не привыкать), частные инвестиции рассматриваются, как в принципе возможные – экономически оправданные. Потому-то в Абхазии сейчас идет борьба за эксклюзивные права россиян на местную недвижимость и возможность инвестировать капитал эксклюзивно же.
    Ощутите разницу, как принто нынче говорить.

  2. Да, надо бы добавить к сказанному вот что.
    К вопросу о нужности и полезности твоей статьи для общества – целевой аужитории, у меня двоякое отношение.
    С одной стороны, вроде бы проповедь демократических и либеральных ценностей даже не очень готовому к их восприятию обществу безусловно полезна .
    С другой же стороны, хорошо ли из одного тупика звать людей в другой, зарождая у них несбыточные надежды и все больше отрывая от реальнояти?
    Да и пойдет ли на пользу идеям либерализма, если вдруг кударцы поверят в этот план обустройства ЮО и еще раз разочеруются?
    Естественно, все мною здесь изложенное невозможно будет поместить ни на осетинском сайте, ни тем более в газете, пусть даже оппозиуионной властям.
    Так, может быть обсуждать альтернативные точки зрения там, где их можно высказывать?
    Без раздражения и враждебности, спокойно и рассудительно порассуждать?

  3. В принципе все что я говорю про Южную Осетию в определенном смысле применимо и к Северной Осетии, как и вообще к северокавказским республикам. Для всех пошло бы на пользу побольше если бы участие государства уменьшилось в сфере экономики. Более того, не знаю как насчет Южной Осетии, но на Северном Кавказе государство будет вынуждено менять тактику полного взятия на себя всех обязательств.
    В Ингушетии бюджет формируется на 97% из средств фед. бюджета, так что она не так далко ушла от ЮО. В самой РФ есть такие южные осетии.
    для Южной Осетии, с ее небольшим населением и небольшими природными ресурсами вполне реально привлечь предпринимательский класс с Северного Кавказа, прежде всего из Северной Осетии конечно, но не только. Дело в том, что ситуация с засильем государства в Северной Осетии и других республиках такая, что создать в ЮО более привлекательные условия не стоит чрезвычайно больших усилий. Это вполне реалистично, хотя конечно требует определенных и немалых усилий и благоприятных обстоятельств.

  4. При работе над данной статьей я исходил из нормативного подхода – что и как должно быть. Если бы я просто причитал и обвинял, то я бы ничем не отличался от многих других писателей по Южной Осетии (впрочем и у меня можно найти причитания и обвинения в предыдущих статьях и комментариях).
    В этот раз, тем не менее, я постарался очень просто повернуть спор в сторону реальной жизни и поговорить о том, что можно делать сегодня, на данный момент. Реалистично это или нет, это другой вопрос, я написал о том, что было бы хорошо поступить так-то и так-то. Я не могу заранее предвидеть как мою статью воспримут и вообще прочитают ее или нет. Это всего лишь одна статейка из многих.

  5. Извиги, но все это можно воспринимать только отвлеченные, уможрительные рассуждения, ничего не имеющее общего в реальностью.
    КТО все это будет создавать, если сама Россия этого не хочет (пример – СК), а местные власти еще более зависимы от воли Москвы, чем СК-кие?

  6. Эту статью я написал для Южной Осетии. Она может быть умозрительная и довольно отдаленная от реальности, тем не менее, мне хотелось бы, чтобы жители Южной Осетии задумались о своем будущем и настоящем. Мне кажется, статья моя им поможет в этом немного.

  7. Re: Строительные работы в микрорайоне “Хурзарин”
    не важно, на фото и так все видно.
    это – Хеити, а дома построены при Диме Санакоеве.
    Вообще, при замедленной загузке, надо запустить видео, секунд через 30 нажать стоп и подождать. Видео будет грузиться ы фоновом режиме. Когда загрузится – можно будет посмотреть без задержек.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Create a free website or blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: