Осетинский язык: кто ответственен, семья или государство?

 Это уже стало традиционной дискуссией: кто должен заниматься возрождением осетинского языка семья или государство. Государство спихивает эту задачу на семью, а семье спихивать ее не на кого, но и сама она справиться не может. Я уже думал, что давно стало ясно что без участия государства, задача нерешаема, однако находятся грамотеи и сегодня, которые утверждают, что осетины должны запереться в своих семьях и штудировать осетинский в них, ни в коем случае не вынося его за эти пределы

Хотя уже и немного неудобно повторять одно и то же в сотый раз, но наверное это мой крест:)

“Посыл изначально ложный (и избитый) – якобы проблемы осетинского языка можно разрешить тем, чтобы “каждый разговаривал у себя в семье на родном языке”, не важно мать, отец, тетя и пр.

Я не знаю ни одного языка в мире, который бы сколь-нибудь долгое время использовался в быту, при этом исчезнув из всех остальных сфер жизнедеятельности. Если автор знает, пускай приведет такой пример.

Такой подход был бы возможно оправдан, если бы осетинского народа не существовало, а были бы исключительно осетинские семьи. Хотя я и начинаю уже сомневаться в том, что осетинский народ существует, но тем не менее допускаю, что он все еще есть. А это значит, осетинский язык нужен как средство для общения народа, а не только внутри семьи.

Некоторые меры должно принять государство, на это и нужны власти называющие себя властями Северной Осетии-Алании. Вместо этого, они то и дело сваливают все задачи по сохранению и развитию осетинского языка на семью, то есть ни на кого, поскольку спроса с виртуальной семьи никакого нет и быть не может.

Я усматриваю в такой позиции осетинских властей помимо недалекости (ибо если завтра не будет осетинского языка, будут все основания для упразднения и самой республики, включая ее власти), еще и вполне рациональную боязнь – федеральный центр совершенно не жалует тех, кто цепляется за свои национальные корни. Эту прописную истину республиканские власти усвоили прекрасно, поэтому готовы повторять мантру про осетинскую семью вечно, вместо того, чтобы самим что-то сделать.”

9 thoughts on “Осетинский язык: кто ответственен, семья или государство?

  1. Не согласен, власти сами на себя взвалили бремя власти. Чем больше у людей в руках ресурсов, тем больше с них спрос. С меня тоже есть определенный спрос, но только в том количестве, в котором у меня присутствуют ресурсы.
    Власти осуществляют свои полномочия согласно мандату от народа. Они представляют народ (в идеале, по крайней мере должны, не думаю, что они это будут отрицать). Так вот, представляя народ, осуществляя властные полномочия от имени народа, они также должны заботиться о сохранении осетинского языка.
    Немного смешно получается, как речь об ответственности за состоянии осетинского языка в общественной сфере, так семья виновата или этнос, а как о зарплатах и премиях, так ничего, власть как-то не стыдится все это брать.
    Власти не могут заставить кого-либо говорить на осетинском, но они могут создать условия, при которых владение осетинским будет необходимым для социального роста молодого человека в североосетинском обществе. Иными словами, стимулировать знание осетинского.
    Я вовсе не утверждаю, что осетинский народ не несет никакой ответственности за состояние родного языка. Но власти (теоретически, если бы они народ осетинский представляли) должны были бы быть выразителями интересов народа, а не просто советчиками – “уæ сывæллæттимæ иронау\дыгуронау дзурут”.
    Семьи осетинские по мере своих возможностей сохраняют осетинский язык в семье. Это в условиях, когда вся образовательная система детсад/школа/вуз направлена на насаждение русского языка (или искоренение осетинского). Чем лучше человек знает русский, тем лучше он учится и тем выше у него шансы на успех даже в североосетинском обществе (в русском, само собой разумеется). Естественно, что родители стремятся обеспечить своим чадам максимально успешный старт в жизни.
    Эти условия ни одна семья не изменит, нужно вмешательство государства. Государство же, в лице североосетинских властей придерживается страусиной политики.

  2. а ты сам сможешь объяснить устройство двигателя внутреннего сгорания, или например почему солнце светит, или что нибудь еще не очевидное но объяснимое (математика, химия…), на осетинском языке?

  3. я и по-русски не смогу это сделать, пока не прочту где-нить и это приводит меня к следующей мысли. Если бы я изучал эти предметы на осетинском (физика, химия, математика и пр.), то возможно, я тоже не мог бы как и сейчас объяснить как работает двигатель внутреннего сгорания, но уровень владения своим родным языком был бы намного выше.
    Подавляющее большинство выпускников школ (да и вузов) Северной Осетии не станут выдающимися учеными, как и просто учеными, и они вполне могли бы просто изучать объемы школьной программы на осетинском, а отдельные предметы и в вузах. Так ученых возможно в Осетии не прибавилось бы, зато за национальную культуру можно было бы быть спокойным. Сейчас же получается, что ни супер-образования нет в Осетии, ни перспектив для родного языка.

  4. почему диаспора сохраняет язык, а основной массив осет
    зачем себя заранее ставить на одну доску с турецкими осетинами и приводить их в пример того, как можно сохранить язык даже без всякого вмешательства государства? Это диаспора и в диаспоре свои законы развития языка.
    В частности, диаспора, как правило, не имеет своих органов власти. Другими словами она никому не делегирует полномочия по осуществлению власти, включая меры по защите своей культуры. Диаспора ни на кого не может полагаться в деле защиты культуры своего народа, а только на себя.
    В Северной Осетии есть местные власти, на которых эти обязанности по умолчанию возлашаются народом. Народ по своей наивности думает, что уж там-то в сером доме, в СОГУ, в школах Осетии подумают о том “как надо” и все “сделают правильно”. Это не потому, что народ такой глупый, а потому что он законопослушный (более или менее).
    Если же на власти Осетии никакой надежды нет и осетинский народ является фактически диаспорой, управляемой неосетинами, а представителями русского народа, то да, Александр, Вы совершенно правы, надо самим что-то делать, не обращая внимания на власти Северной Осетии и помня, что скорее всего они представляют собой враждебную силу, заинтересованную в скорейшей культурной смерти осетинского народа. Если это понимание дойдет до осетин, то ситуация очень быстро изменится и осетины станут гораздо более активными в деле защиты своей культуры/языка.

  5. ома ирон адæм сæ бон куы зониккой, ничи цыл тыхсы æмæ ирон æвзагыл ничи хъуыды кæны хицауадæй, уæд бынтон æндæр хуызон дариккой сæхи.
    Афтæ та, цæрæнбонты коммунисттæ сайттой – ирон æвзаг ахуыр кæнæм (афтæмæй та йæ сындæггай дæлæмæ тардтой), æмæ адæм ныффынæй сты. Фæлæ куы райхъалой, æмæ бæгуыдæр афон у сыхъал кæнынмæ, уæд та хицауад хорзау нал фæуыдзæн. Уыйадыл, адæмæн куыд сæ бон у, афтæ сæ хъустæ æхсынц – ирон авзаг Елхоттæй дæлдæр нæ хъæуы æ.а.д. цыма ирон адæм хъуамæ æнæмæнг сеппæт Елхотты дæле хъуамæ фæуой.

  6. Без государственного участия в деле возрождения языка не обойтись. Только государству под силу например привлечь лингвистов к переводу учебников на осетинский язык (и пусть бы эти предметы преподавали хотя бы факультативно).

  7. Это значит что язык на котором не создаются знания, а главное не передеются знания, обречен. Что бы не делало правительство, общество или просто родители. для сохранения языка в первую очередь необходимо преподавать в школах не осетинский а на осетинском. но это в свою очередь ограничит наших выпускников в получении знаний в рускоговорящей стране. Я тоже английский знаю но читать научно-популярные статьи не могу. не увлекательно.

  8. Есожалению, arfan74 прав. Для того, чтобы язык применялся полноценно, нужен солидный культурный багаж, который невозможно наработать малочисленным народам.
    И это беда не только осетин.
    Другое дело, что вцивилизованном мире принято изучать и искусственно поддерживать т.н. умирающие языки, в основном и стараниями ученых из доминируюшего в государстве более мощного в культурном отношении народа. В России этим никто никогда не занимался.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Create a free website or blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: