Экономический кризис как окно возможностей для нерусских регионов РФ

Как не позавидовать Татарстану, у кого такие продвинутые руководители. В Осетии такие вещи не приходит в голову сказать даже наипродвинутейшим академикам.

http://www.rosbaltvolga.ru/2008/11/17/542241.html

– В связи с чем, на ваш взгляд, федеральный центр решил отменить национально-региональный компонент?

– Это история не одного дня и не года. Корни проблемы следует искать в традиционной национальной политике Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Политика РФ по отношению к другим народам и нацменьшинствам меняется очень трудно, болезненно. Традиционно в России хорошо относились к меньшинствам, только тогда, когда у государства возникали серьезные проблемы. Например, после 1917 года, когда были созданы автономные и союзные национальные республики, потом — во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствует открытие сотен национальных фронтовых газет. Нас и народ Российской Федерации, всегда объединяли только трудности. В последнее время ситуация нормализовалась, решены многие вопросы и проблемы, нефть подорожала, у нас имеются огромные запасы финансовой прочности. То есть, скорее, имелись. В итоге кто-то решил, что теперь можно не считаться с другими народами, их духовными потребностями.

– Повлиял ли на ситуацию кризис?

– С одной стороны, кризис — это плохо, с другой — можно ожидать улучшений в национальной политике. Национально-региональный компонент — всего один кусочек в ее мозаике. Во времена СССР хотели создать единый советский народ с одним языком и единой коммунистической религией, но из этого ничего не получилось, Советский Союз рухнул. Теперь опять появилась та же идея создания единого российского народа с одним языком — правда, к религии сейчас более осторожное отношение. То, что 1 декабря 2007 года был подписан закон, аннулирующий понятие национально-регионального и школьного компонентов — яркий факт демонстрации традиционной национальной политики РФ. Исключение национально-регионального компонента из федерального образовательного стандарта напрямую противоречит российской Конституции. Мы, татары, опять, как бы это не казалось кому-то странным, защищаем основной закон и целостность Российской Федерации. Любое государство держится на праве и если мы не будем исполнять свою же Конституцию — что это за страна?
Еще 16 ноября 2004 года Конституционный суд РФ принял постановление о правомочности преподавания в Татарстане в равных объемах татарского и русского языков как государственных. После вступления 309-го закона в силу у нас не будет таких возможностей. Значит, нормативный документ противоречит и Конституции, провозглашающей свободное развитие языков и относящей образование к предметам совместного ведения субъекта РФ и федерального центра (они же решили все у себя, не посоветовавшись с регионами), и постановлению Конституционного суда, выше которого быть ничего не может.
Госсовет принял обращение к руководству РФ и ее субъектов, где указал, что в результате реализации 309-го закона ухудшится состояние национального образования, преподавание родных языков и предметов на родном языке. Если мы начнем реализовывать новый закон, у нас кратно уменьшится отведенное на это количество часов. Это больше всего угрожает татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан, а именно они составляют большую часть татарского народа. Тут, в Татарстане, мы по мере возможности защищаем национальную культуру, образование и традиции, а там это делать некому. Впрочем, в подписанном в 2007 году новом договоре о разграничении полномочий между Республикой Татарстан и федеральным центром есть пункт, в соответствии с которым РТ совместно с правительством РФ оказывает своим соотечественникам содействие в развитии культуры. Договор подкреплен федеральным законом, то есть его действие распространяется на все субъекты РФ.
Нас поддержал 21 субъект РФ, причем не только национальные, но и некоторые русские области. Ведь закон касается не только нас — у русских тоже есть уроки краеведения, «Основ православной культуры» или «Истории религий». Мы подготовили изменения в законы «Об образовании» и «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании», которые предполагают возвращение национально-регионального компонента, чтобы преподавание национальных языков велось в не меньшем объеме, чем было до этого.
Мы призываем, чтобы Конституция реализовывалась и все остальные законы, подзаконные акты соответствовали ей. Федеральный центр последнее время очень плодотворно работает в сфере приведения законодательства субъектов Федерации в соответствие с основным законом — но вот свои законы почему-то в соответствие с Конституцией не приводит. В свое время аппарат правового управления Госсовета проанализировал около двадцати законов РФ, которые противоречат Конституции. Нас, по представлению прокурора, заставляют приводить татарстанские законы в соответствие с противоречащими основному закону федеральным. Вот такие странности.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: